Резолюция круглого стола «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в Кировской области»
Резолюция круглого стола «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в Кировской области»
Комиссией по образованию, науке, культуре и делам молодежи Общественной палаты Кировской области при участии представителей министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО «Института развития образования», КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал», Вятского государственного университета, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей был проведен круглый стол на тему: «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в Кировской области».
Основной докладчик – Родыгина Жанна Валерьевна, директор КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал». Представлен доклад с презентацией проекта.
В ходе обсуждения были высказаны следующие позиции, закрепленные в настоящей резолюции:
1. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кировской области – в целом, важный инструмент повышения качества образовательных услуг, позволяющий семьям получить бесплатно ту услугу, которая им необходима, и за которую они ранее вынуждены были платить деньги, а также направленный на снижение неэффективности бюджетного обеспечения учреждений дополнительного образования за счет адресного финансирования наиболее востребованных гражданами направлений.
2. Основная цель внедрения новой системы – повышение качества и доступности программ дополнительного образования, увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием, что невозможно при сохранении существующего объема финансирования. Необходимы дополнительные финансовые ресурсы, которые позволят не допустить на первом этапе ухудшения положения муниципальных образовательных организаций дополнительного образования, которые оказываются в условиях конкуренции с другими поставщиками дополнительных образовательных услуг (частные организации, школы, вузы и т.д.). С целью контроля за ситуацией следует провести сравнительный анализ бюджета, направленного на дополнительное образование детей, в 2017, 2018, 2019 годах и планируемый объем бюджета на 2020 год, а также анализ количественных показателей охвата детей дополнительным образованием в эти периоды.
3. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кировской области не должна быть единственным механизмом распределения бюджетных средств. Этот механизм должен работать наряду с прямым финансированием учреждений дополнительного образования в формате государственного или муниципального задания. На первом этапе целесообразно рекомендовать муниципалитетам направить на систему персонифицированного финансирования не более некоторого установленного процента от бюджета учреждений дополнительного образования, что позволит сделать переход на новую модель более мягким.
4. Институту развития образования Кировской области, министерству образования Кировской области следует произвести математическое моделирование распределения финансовых ресурсов, которое позволит заранее увидеть все риски внедрения новой системы, исключить закрытие ресурсоемких направлений, рассчитать и довести в качестве рекомендаций норматив финансирования одного сертификата по каждому муниципалитету, каждому направлению, несмотря на то, что финансирование системы дополнительного образования – это полномочие муниципалитета.
5. Важным элементом внедрения новой модели является доведение информации до родителей детей. Для однозначного толкования всех положений необходим простой и понятный всем документ, отражающий порядок получения и использования сертификата. Данный документ должен быть доступен с первых страниц сайтов министерства образования, института развития образования, муниципальных органов управления, образовательных организаций. Тогда значительно снизится необходимость продвижения проекта в средствах массовой информации, что существенно снизит затраты.
6. Определенную озабоченность вызывает усложнение процесса администрирования (создание модельного центра, муниципальных структур, увеличение объема бухгалтерской работы). Необходимо постараться свести эти затраты к минимуму, проследить, чтобы администрирование не снижало объема средств, направляемых непосредственно на реализацию образовательных программ. В частности, предусмотреть упрощенную процедуру для тех, кто уже занимается в том или ином творческом объединении, и планирует продолжать это делать далее. Возможно, этот путь будет пройден подавляющим большинством клиентов системы дополнительного образования.
7. Важным инструментом является мониторинг реализации проекта. Уже по итогам сентября будет понятно, какие учреждения испытывают трудности, где появились риски закрытия неэффективных направлений, а, следовательно, предстоит увольнение персонала.
Необходим алгоритм антикризисного реагирования, позволяющий не потерять кадры, сохранить материальную базу, обеспечить текущую деятельность муниципальных учреждений.
8. Ключевым аспектом внедрения новой системы является входжение в нее таких участников рынка, как общеобразовательные организации, вузы, которые помимо своего гарантированного финансирования из соответствующих бюджетов будут стремиться расширить реализацию дополнительных образовательных программ за счет средств сертификата. Важно при допуске дополнительных образовательных программ к сертификации (реализации за счет средств сертификата) исключить программы, нацеленные на достижение предметных результатов освоения начального и (или) основного и (или) среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Также при проведении процедуры сертификации программ целесообразно отдавать предпочтение программам с очной формой реализации. Для обеспечения прозрачности и не допущения разности в подходах процедуры добровольной сертификации необходимо нормативно закрепить критерии, требования к программам, порядок ценообразования, и привлекать к проведению сертификации независимых экспертов.
9. Объединение на едином портале данных о детях, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, неизбежно приведет к решению проблемы защиты персональных данных. Технологии такой защиты требуют особого внимания.
10. Необходимо обеспечить процедуры, не допускающие незаконное использование сертификатов («торговлю» сертификатами, учет «мертвых душ» учреждениями дополнительного образования, финансирование фактически не оказанной услуги и т.д.). В текущей ситуации эти риски присутствуют.
В ходе обсуждения данной темы участниками круглого стола было принято решение:
1. Провести дополнительный круглый стол по теме «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в Кировской области».
2. Направить в министерство образования Кировской области, администрацию города Кирова резолюцию круглого стола.
3. Разместить информацию о персонифицированном финансировании дополнительного образования в Кировской области на сайте Общественной палаты Кировской области, провести рассылку по общеобразовательным учреждения.
Резолюция круглого стола «Профилактика экстремизма, межнациональных (межэтнических ) конфликтов на территории Великого Новгорода
7 октября 2016 года в Великом Новгороде по инициативе городского общественного совета по межнациональным отношениям и Администрации Великого Новгорода состоялся круглый стол «Профилактика экстремизма, межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории Великого Новгорода».
В работе круглого стола приняли участие национальные общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, представители Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Новгородской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, ОАУ «Дом молодежи, центр подготовки граждан к военной службе», представители муниципальных учреждений города, работающие с молодежью, общественные, религиозные и молодежные объединения Великого Новгорода.
В ходе работы круглого стола были рассмотрены следующие актуальные вопросы:
Профилактика экстремизма и проявлений межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории Новгородской области;
Меры, осуществляемые Администрацией Великого Новгорода по профилактике экстремистской деятельности на территории Великого Новгорода;
Экстремизм в молодежной среде и работа по профилактике экстремизма в молодежной среде на территории Великого Новгорода;
Мероприятия национально-культурных объединений, направленные на укрепление межнационального согласия народов Российской Федерации, проживающих на территории Великого Новгорода.
Участники круглого стола отметили, что в настоящее время органами местного самоуправления Великого Новгорода предпринимаются все необходимые шаги по укреплению межнационального согласия, обеспечению прав и достоинств граждан, отстаиванию национальных интересов на городском уровне, решению жизненно важных вопросов социально-экономического и политического развития, уважению и сбережению национальных культур и традиций народов России, проживающих на территории Великого Новгорода.
Важнейшим фактором решения этих и других задач является систематическая работа, направленная не только на борьбу с экстремизмом, но и на профилактику экстремизма через формирование, в первую очередь у молодежи, идей толерантности, сотрудничества, межкультурного диалога посредством постоянного взаимодействия с органами власти, правоохранительными органами, научным городским сообществом, институтами гражданского общества Великого Новгорода.
Принимая во внимание уровень внешнеполитической угрозы, желание внешних сил повлиять на развитие нашей страны, степень нестабильности социально-экономической ситуации, складывающейся в условиях мирового кризиса, участники круглого стола считают, что работа по профилактике экстремизма и содействия развитию гражданского мира и согласия нуждается в корректировке, дальнейшем развитии и консолидации усилий всех заинтересованных сторон.
Исходя из высказанных в ходе обсуждения предложений, участники круглого стола рекомендуют:
Администрации Великого Новгорода совместно с членами Городского общественного совета по межнациональным отношениям
ежегодно осуществлять подготовку и координировать выполнение Комплексного плана мероприятий, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Великого Новгорода, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных
(межэтнических) конфликтов на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород;
осуществлять постоянный мониторинг состояния законодательства Российской Федерации с целью противодействия экстремизму, разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни;
проводить рабочие встречи, семинары, гражданские форумы по вопросам профилактики экстремизма, межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории Великого Новгорода;
оказывать содействие в повышении гражданской активности национальных общественных объединений и поддерживать конструктивные гражданские инициативы, направленные на развитие межкультурного и межнационального взаимодействия;
рекомендовать средствам массовой информации освещать позитивный опыт в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формировать общественное мнение в поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей, национальных традиций и культуры, а также позитивный имидж национальных общественных объединений, их участия в общественной и культурной жизни города;
создавать регулярные рубрики, циклы радио и телепередач о культурной деятельности национальных общественных объединений и диаспор, руководителях национальных общественных объединений, которые являются лидерами общественного мнения;
уделять особое внимание, в ходе организации работы с молодёжью, на вопросы преодоления дискриминации по отношению к лицам разной этнической и религиозной принадлежности, этнокультурной толерантности, гармонизации межэтнических отношений, формирования в молодежной среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, национально-этнической исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, мира и согласия;
использовать научный потенциал Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, экспертных структур, национальных общественных объединений для проведения аналитических, научных и экспертных исследований, направленных на выявление угроз, негативных факторов, влияющих на стабилизацию городского сообщества, с целью разработки предложений и рекомендаций для заинтересованных структур, работающих в проблемном поле профилактики экстремизма межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Новгородскому государственному университету имени Ярослава Мудрого
продолжить в рамках программ воспитательной работы выполнение мероприятий по профилактике идей экстремизма среди студентов, а также мероприятий, направленных на повышение грамотности преподавательского и учебно-вспомогательного персонала в области знаний и умений по противодействию распространению идей экстремизма межнациональных (межэтнических) конфликтов;
продолжить дальнейшее сотрудничество с Администрацией Великого Новгорода, членами Городского общественного совета по межнациональным отношениям, национальными общественными и молодежными объединениями в сфере гуманитарного международного и межрегионального сотрудничества, межкультурного взаимодействия, культурно-языковой, социально-психологической адаптации студентов из разных стран;
содействовать формированию у студентов представлений и установок толерантности, сотрудничества, межкультурного диалога.
Национальным общественным объединениям Великого Новгорода
активизировать работу с молодежью;
исключить возможность вступления и пребывания в рядах национальных общественных объединений, а также в мероприятиях лиц, разделяющих экстремистские взгляды;
принимать активное участие в общегородских мероприятиях, реализовывать собственные инициативы, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Великого Новгорода, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород;
проводить мероприятия по развитию традиционного народного искусства и ремесел разных национальностей с организацией выставок, проведением спортивно-массовых мероприятий (единоборств), способствующих укреплению толерантных отношений, воспитанию культуры мира и согласия;
проводить открытые лекции, круглые столы для молодёжи совместно с образовательными учреждениями города, представителями национальных диаспор, Советом молодых учёных и специалистов, «Школой молодого лектора» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, муниципальным учреждением культуры «Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город»;
рассмотреть вопрос создания рабочей группы при Городском общественном совете по межнациональным отношениям с участием представителей правоохранительных и надзорных ведомств, общественных организаций, в целях координации принимаемых мер по профилактике межнациональных конфликтов;
организовать совместно с Администрацией Великого Новгорода выпуск сборника с информацией по итогам круглого стола (4 квартал 2016 года).
Довести решение круглого стола до сведения всех заинтересованных структур.
Резолюция участников круглого стола «Сколько стоит в России человеческая жизнь? Теория, практика, возможные решения»
В работе круглого стола приняли участие представители Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, Фонда социального страхования РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Финансового университета при Правительстве РФ, представители адвокатских образований и правозащитных организаций.
Бесспорным является тот факт, что законодатель, с учетом степени социальной значимости, весьма ответственно отнесся к защите прав на возмещение ущерба гражданам, потерявшим здоровье, либо кормильца. Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты подробно и обстоятельно регламентируют практически все аспекты правоотношений пострадавшего с причинителем ущерба, кроме одного, но очень существенного момента, каковым является вопрос определения размеров компенсации морального вреда.
В результате итоговая компенсационная выплата несопоставима со страданиями, причиненными человеку.
В соответствии с результатами исследования Финансового университета при Правительстве РФ, существующая методика расчета потерь общества и конкретного домохозяйства от преждевременной гибели человека позволяет сделать вывод, что полная «стоимость» жизни россиянина с учетом морального ущерба составляет 51–61 млн рублей. При этом судебные и внесудебные выплаты компенсаций за гибель близкого человека в РФ колеблются от 0,5 до 15 млн рублей. Но последняя цифра – это рекорд. Обычно выплачивается сумма не более 2 млн рублей, средняя сумма выплат – 500 тысяч рублей, чуть больше «стоит» жизнь военных (до 6,4 млн рублей) и полицейских (до 3 млн рублей). Размер выплаты при гибели работника при исполнении трудовых обязанностей составляет, как правило, 1 млн рублей, а с учетом различных видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве средний объем расходов на одного получателя по последствиям трудового увечья составляет 2 млн рублей.
Некоторые категории граждан, здоровью или жизни которых причинен вред, при определенных обстоятельствах имеют право только лишь на выплату компенсации морального вреда. К таким категориям, например, относятся родители, потерявшие ребенка, трудоспособные супруги, потерявшие свою вторую половину, трудоспособные дети, потерявшие родителей. Ярким примером такой категории граждан являются родители детей, погибших при пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово. Единственное, на что они могут претендовать, – компенсация морального вреда.
При этом средний размер компенсаций именно морального вреда при причинении ущерба жизни и здоровью согласно статистическим данным Судебного департамента при ВС РФ составляет 68 680 рублей. А согласно проведенному представителями адвокатского сообщества исследованию, медианное значение таких компенсаций составило 70 000 рублей при летальном исходе и 140 000 рублей при потере работоспособности – при получении пострадавшим инвалидности.
Участниками было отмечено, что сложившаяся в России ситуация, при которой самое важное благо – жизнь, здоровье и страдания человека принято оценивать мизерными суммами компенсаций, нуждается в незамедлительной корректировке со стороны судебных органов и государства.
Решение этой проблемы требует принципиально нового подхода при определении выплат именно в счет компенсации морального вреда. Институт компенсации морального вреда служит целям гуманитарного и социально-экономического развития общества, одновременно он является способом защиты субъективных гражданских прав и мерой гражданско-правовой ответственности.
В настоящее время размер компенсации морального ущерба не имеет расчетной основы и определяется судами на основании оценочных критериев, что приводит в итоге к колоссальным разрывам в присуждаемых компенсациях, отсутствию каких-либо ориентиров для судов и к крайне низким взысканиям. А это, в свою очередь, является дестабилизирующим фактором, унижающим человеческое достоинство.
В целях изменения ситуации участники круглого стола полагают целесообразным внести следующие предложения:
1. Направить в адрес Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства Российской Федерации как субъектам законодательной инициативы предложение о рассмотрении законопроекта о дополнении статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 3 следующего содержания: «3. Размер компенсации морального вреда, связанный с причинением вреда жизни и здоровью, определяется на основании Правил, установленных Правительством РФ, но не может быть менее 20-кратной установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации».
2. Направить в Верховный Суд Российской Федерации предложение о выработке в рамках заседаний Пленума Верховного Суда РФ более четких, чем существующие в настоящее время, рекомендаций по определению размера компенсаций морального вреда, с учетом размеров, принятых в практике Европейского суда по правам человека.
3. Предложить Верховному Суду РФ в дальнейшем издать Рекомендации, содержащие примерные средние значения компенсаций морального вреда.
4. Довести данную резолюцию до широкого круга заинтересованных лиц.
В целях решения поставленных задач участники круглого стола предпримут все возможные усилия в рамках своих полномочий для достижения поставленных целей.
Круглый стол резолюция
Опубликована резолюция заседания Секции 20. «Традиционные vs инновационные механизмы формирования профессиональной деятельности. Профессиональные династии как социальный механизм воспроизводства профессиональных групп» в рамках VI Всероссийского социологического конгресса.
Скончался известный советский и российский социолог Александр Васильевич Тихонов.
Резолюция Круглого стола 1 |
Рекомендации Круглого стола №1 «Социокультурные процессы в северных территориях России»
23 октября 2012 г.
Круглый стол №1 «Социокультурные процессы в северных территориях России» проведен в рамках IV Очередного Всероссийского социологического конгресса.
На Круглом столе приняли участие социологи, экономисты, философы, географы, психологи, культурологи из г.г. Апатиты, Нижневартовска, Тюмени, Якутска, Улан-Удэ, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы.
Материалы КС-1 опубликованы в электронном виде на сайте Российского общества социологов.
Участники Круглого стола отметили важность изучения социокультурных проблем в пространственном контексте на экстремальном по многим параметрам условий жизнедеятельности Севере России на Всероссийском социологическом конгрессе. Северные субъекты Российской Федерации занимают около 70% территории страны, в них проживают более 25,2 миллиона человек, или 17,8% населения России, отличающихся культурным разнообразием и специфическими проблемами их развития. Хотя субъектами Российской Федерации, полностью или частично отнесенными к северным районам, являются 24 субъекта РФ, Россия не имеет политики в северном измерении, не развивается североведческий аспект в социологических, экономических, юридических, экологических и гуманитарных науках.
Социокультурный подход фиксирует понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Междисциплинарные исследования констатируют усиление разрыва между повышением геополитической, социально-экономической значимостью северных территорий России и социокультурными индикаторами в жизнедеятельности северян, в особенности, у коренных народов северных регионов. Численность постоянного населения на Северах стабильно не увеличивается, качество человеческого капитала ухудшается.
Доступность культурных благ ниже общероссийских показателей. Мигрантская коммуникативная среда распространяет неэкологическое мышление, что прослеживается в экстенсивном типе хозяйствования, расточительном отношении к земельным, водным, лесным ресурсам и в асоциальных отношениях.
В связи с глобальными изменениями климата Земли и устойчивой нестабильностью природных явлений возник так называемый арктический вызов. Он сопровождается ресурсным голодом в человеческом потреблении, утоление которого возможно только благодаря извлечению невозобновляемых ресурсов арктических территорий.
На северных территориях риск является неотъемлемой характеристикой социального пространства. Чрезвычайно быстро развиваются политические риски (новый виток конфронтации за передел планетарных ресурсов, начинающаяся «гонка» арктических вооружений); экологические риски (катализация необратимых экологических изменений, чрезмерные техногенные нагрузки); социальные и цивилизационные риски (разрушение среды обитания и этнокультурной идентичности коренных народов Севера).
Нерационально используется человеческий потенциал на Северах, что прослеживается в отсутствии понимания человеческого капитала как системного показателя, в неэффективной политике в отношении инвестиционного кредитования инициатив в малом предпринимательстве, в слабой социальной ориентированности и ответственности крупного бизнеса. Уровень жизни значительной части сельского населения северных и арктических районов остается низким или крайне низким. Коренные народы Российского Севера, ведущие традиционный образ жизни, находятся на грани вымирания в отличие от сородичей в других арктических странах. Каждый четвертый опрошенный ориентирован на выезд из Северов из-за невозможности получить образование, низкой зарплаты и в связи с выходом на пенсию.
Круглый стол выносит следующие рекомендации:
1. Необходимо формирование единой стратегии северных стран и разработки долгосрочного планирования развития Российского Севера, что предполагает в первую очередь восстановление и развитие научно-образовательной инфраструктуры в северных территориях и консолидации усилий гражданского сообщества жителей Севера, учет социального фактора при планировании развития и размещения производительных сил, вопросов социальной урбанистики, архитектурно-строительного проектирования и т. д. на основе обживания северных территорий.
2. Ускорить разработку федеральной климатической политики, стратегии и механизмы ее реализации в северных территориях.
3. В государственной политике в северном измерении обеспечить федеральные гарантии повышения уровня жизни населения, осуществление грамотной экономической политики государства с
целью повышения благосостояния трудоспособного населения; оказание адресной социальной помощи особо нуждающимся категориям граждан (т. н. «социальный контракт»), повышение качества жизни и укрепление северной семьи.
4. Необходимо сохранить и развивать расположенные на северных территориях профессиональные образовательные учреждения, увеличить количество бюджетных мест по приоритетным для экономики и культуры северных поселений профессиям.
5. Развивать новое отношение как к образу жизни коренных народов, к аборигенным видам домашнего скотоводства — оленю, корове и лошади — как к культурной ценности, а не только как к экономической категории.
6. Формирование подлинно страховых институтов обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных ,’, случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, по безработице). Создать систему обязательного страхования работодателями здоровья людей, приехавших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
7. В связи с глобальными изменениями климата в Арктике пересмотреть строительные нормы, правила страхования, стоимость прокладки и содержания дорог, транспорта, системы отопления и все нормы содержания социальной инфраструктуры на местах залегания многолетней мерзлоты.
8. Вернуться к вопросу о проведении социального аудита муниципальных образований, органов государственной службы при разработке стратегии развития северных территорий.
9. Необходимо найти индикаторы для измерения ответственности государства, чиновников, бизнеса и человека перед обществом; индекс учета мнений социологов и населения властью.