Сломанный или сломаный
Сломанный или сломаный?
На первый взгляд не так-то просто понять, как правильно пишется: сломанный или сломаный? Чтобы не допустить ошибку, нужно правильно установить частеречную принадлежность слова. Причастие перед нами, или прилагательное? Важно понимать отличие их друг от друга: именно от этого зависит правописание данной лексемы, ведь в причастии пишем две буквы НН, а в прилагательном – одну.
Правописание слова
По правилам русского языка орфографически верно будет писать это слово с удвоенной буквой НН: сломанный.
Может показаться, что слово сломанный относится и к причастиям, и к прилагательным. Например, сломанный: «кем?», «чем?», «когда?», «от чего?» — причастие, то есть, часть речи, которая обозначает признак действия. И сломанный как ответ на вопрос «какой?» — якобы прилагательное.
И если фраза не содержит зависимых слов, это причастие действительно очень похоже на прилагательное. Однако в русском языке в категории прилагательных такого слова нет. Есть слово ломаный — с одной согласной «н».
А сломанный — это причастие, которое образовано от глагола ломать с добавлением приставки «с». Это обязывает писать две буквы НН, так как отглагольные прилагательные приставок не содержат. В предложении с данным причастием при этом есть либо подразумевается зависимое слово, которое поясняет обстоятельства поломки.
Это страдательное причастие прошедшего времени, совершенного вида. Его морфемный состав включает в себя:
- приставку: с-;
- корень: -лом-;
- суффиксы: -а-нн;
- окончание: -ый.
Стоит разобраться подробнее, в каких случаях в этих однокоренных словах следует писать НН или Н, а также уточнить способы проверки для каждого случая.
Прилагательное ломаный образуется от этого же глагола ломать, но не содержит префикс, а потому в суффиксе пишется одна буква Н.
Можно определить часть речи, которая употребляется в предложении, если уточнить, используются ли в данном случае зависимые слова. По отношению к основным они стоят в подчинительной связи, то есть, отвечают на вопрос.
- Покрашенная администрацией парка скамейка приобрела свежий вид.
Покрашенная – кем? Администрацией.
- Покрашенная вчера скамейка еще не успела просохнуть.
Покрашенная – когда? Вчера.
Если слово подходит под один или оба случая, то в суффиксе следует писать удвоенную —НН-.
Также не ошибиться с частеречной принадлежностью поможет следующий несложный способ проверки. Если прилагательное легко может быть заменено синонимом, то вместо причастия можно поставить только лишь глагол, иначе будет искажен смысл фразы.
Сломанный — причастие (отвечает на вопрос: «что сделанный?»). Оно образовано от приставочного глагола совершенного вида – сломать (отвечает на вопрос: «что сделать? »). Согласно правилу, причастия, которые происходят от таких глаголов, имеют в суффиксе две «н». Например, сложенный, связанный и т.п.
Однако, если бы слово не содержало приставки «с» (ломаный), то его правописание определялось бы тем, есть ли в предложении зависимое слово.
Пример: «В углу склада по-прежнему пылился ломаный станок».
Ломаный в данном случае является прилагательным и обозначает признак предмета. Здесь легко поставить равнозначный синоним вместо этого слова – «старый», «неисправный» и т. д. А значит, следует писать «н».
«В углу склада по-прежнему пылился ломанный неумелыми практикантами станок».
Фразы очень похожи, но во втором случае несмотря на то, что в лексеме, которая нас интересует, нет приставки, появляется зависимое слово: ломанный кем? – Практикантами. Значит, перед нами причастие, в котором нужно писать НН.
Что касается причастия сломанный — оно содержит удвоенную НН в любом контексте.
Примеры предложений
- Он вынес из кабинета сломанный на прошлой неделе стул.
- Посреди дороги немым укором валялась в пыли сломанная Федором ветка яблони.
- Сломанная на даче лапка все еще беспокоила кота, хотя он уже пришел в свое обычное благодушное настроение.
- Мой приятель – мастер на все руки, он хочет посмотреть сломанный мной велосипед.
- Сломанное второпях весло бесполезным грузом лежало на корме лодки.
Ошибочное написание
Ошибочно писать рассматриваемое нами слово с одной Н — сломаный.
Синонимы
- Разбитый
- Взломанный
- Разломанный
- Расшибленный
- Побежденный
- Выломанный
- Изломанный
- Изуродованный
Заключение
Поскольку в суффиксе у прилагательных пишется одна буква Н, а в причастиях – две НН, очень важно знать признаки, которые помогут верно определить части речи. Часто это не так просто, ведь и причастие, и прилагательное происходят от глаголов. Просто они образованы разными способами, и имеют разный контекст.
Скамейка (мультфильм)
Несколько комических и трагических историй, увиденных и зарисованных датским художником ХЕРЛУФОМ БИДСТРУПОМ, оживлённых и перенесённых на экран художниками киностудии «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ».
Содержание
Создатели [ править | править код ]
сценарий | Херлуфа Бидструпа при участии Льва Атаманова |
режиссёр | Лев Атаманов |
художники-постановщики | Розалия Зельма, Борис Корнеев |
оператор | Михаил Друян |
композитор | Никита Богословский |
звукооператор | Георгий Мартынюк |
редактор | Александр Тимофеевский |
монтажёр | Лидия Кякшт |
ассистент режиссёра | Л. Никитина |
художники-мультипликаторы | Анатолий Петров, Виктор Лихачёв, Виолетта Колесникова, Юрий Бутырин, Владимир Балашов, Татьяна Казанцева, София Митрофанова, Наталья Таннер, Эраст Меладзе, Г. Грачёва, Н. Миндовская |
Награды [ править | править код ]
- 1969 — II МКФ мультфильмов в Мамайе (Румыния), Специальная премия жюри
- 1969 — XI МКФ документальных и короткометражных фильмов в Венеции (Италия), приз
- 1970 — III МКФ фильмов по искусству в Бергамо (Италия), приз. [1]
Интересные факты [ править | править код ]
- В мультфильме не произносится ни одного слова, звучит лишь музыка.
- В сцене, где молодой человек включает транзисторный приёмник, звучит песня «Can’t Buy Me Love» в исполнении группы «Битлз».
Источники [ править | править код ]
Цитата из статьи:
Херлуф Бидструп тонко сочетает трогательное и смешное, гнев и ярость сатиры и мягкий юмор. Все эти черты нашли яркое выражение в мультфильме «Скамейка» (1967), который вместе с датским графиком создал один из самых опытных и талантливых мастеров советской рисованной мультипликации Лев Атаманов. Несколько комических историй, увиденных и зарисованных X. Бидструпом, превратились в драматургически цельный и глубокий по мысли мультфильм, показывающий, что мультипликация способна быть наблюдателем социально зорким и художественно действенным не только в плане гротесково-гиперболических образов-символов, но и тогда, когда это размышления художника-карикатуриста с пером в руках, словно невзначай подсмотревшего несколько случайных уличных сценок. Размышления эти многообразны по своей эмоциональной тональности — в них смешаны грусть и издёвка, ирония и элегия. Удивительно прост, непритязателен и в то же время по-настоящему мультипликационен и сам композиционно-драматургический мотив «скамейки», мимо которой, ненадолго задерживаясь, проходят самые различные люди. Сюда приходит спать, подстелив газету, бездомный. Идут школьники и рабочие, дворник и пьяница. Устало дремлет, опершись на свою палку, пожилой господин, а птицы тем временем «разбирают» верх его соломенной шляпы, строя из него на соседнем дереве гнездо. Ненадолго скамейка оказывается во власти молодёжи, лихо отплясывающей твист и разбредающейся попарно в разные стороны. С немолодым и безразличным ко всему, кроме спиртного, мужчиной тщетно заигрывает тоже уже немолодая искательница приключений. Затем появляется пожилая супружеская пара, погружённая в свои сентиментальные воспоминания. Их заставляет очнуться от этих идиллических снов грубый окрик прохожего. Над скамейкой появляется огромный сказочно-романтический месяц, и ею овладевают молодые влюблённые. Их сменяет все тот же бездомный понурый человек, которому негде спать, — ему скамейка принадлежит ночью. Так кончается день. Так кончается мультфильм. В этих эмоционально ярких, волнующих и запоминающихся, при всей своей кажущейся мимолётности и эскизности, образах перед нами проходит целый мир, увиденный вдумчивым художником, возникает, складывается из многочисленных экранных зарисовок обобщающий образ общества со всеми его заботами, уродствами и печалями.
Орфография
Без частицы НЕ в русском языке не обойтись! Она используется достаточно часто и почти со всеми частями речи. Правила написания НЕ с именами прилагательными – словами, делающими наш язык более выразительным, несложные, но следует разобрать все тонкости, чтобы не делать ошибок. Существуют случаи, когда частица НЕ с прилагательными может писаться как слитно, так и раздельно. …
Причастия, как и прилагательные, имеют краткие формы, например: Дорога длинна. — краткое прилагательное. Скамейка покрашена. — краткое причастие.( далее «к.п») На таком довольно простом примере можно сделать несколько важных выводов: Прилагательное описывает постоянное свойство предмета: Дорога длинная, и она всегда будет оставаться таковой. А к.п? Оно обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: Скамейка покрашена (кем?) …
В русском алфавите содержится буква «Ь», вызывающая порой затруднения при написании. Во избежание совершения ошибок специалистами разработаны правила и требования. Общие правила постановки Знак «Ь» не употребляется после гласных, а также после «Й» или в начале слова. Существует 3 важных функции, которые выполняет мягкий знак. Это грамматическая (определение грамматических признаков), разделительная (при обозначении 1 буквой …
Для чего употребляются суффиксы -ечк- и -ичк- Уменьшительно-ласкательные суффиксы -ечк- и -ичк в существительных употребляются, чтобы выразить отношение автора повествования к тому или иному предмету или к своему собеседнику, если тот называет другого Ванечкой или Юлечкой. Как правильно их употребить Существует определённые правила написания -ечк -ичк в существительных. Для начала стоит разобраться с суффиксом -ечк-, …
Проверить правильность написания безударных -и- или -е- в корне слова не составляет большого труда, если подобрать родственное слово с ударением на эту гласную. Однако для суффиксов этот способ не подходит. Как правильно -лив- или -лев-? Правильность написания безударного суффикса –лив- в составе существительных, прилагательных, наречий вызывает сомнения у человека, недостаточно знающего правила русского языка. Как …
Знание правил современной русской грамматики – основа формирования навыков и умений излагать грамотно свои мысли в письменном виде. Принципы правописания слов строятся в первую очередь на морфологии. Она определяет внутреннюю структуру слова, которая должна сохраняться при письме. Подобные принципы охватывают все морфемы, в том числе суффиксы. Все суффиксы существительных в русском языке классифицируются на две …
Безударные гласные корня проверяются ударением — это все знают наизусть. Но это правило работает далеко не всегда. Как справиться с чередующимися гласными раст-/ращ-/рост-/рос- и как проверить написание? Гласные в корне называются чередующимися, когда лексическое значение слова не меняется, но при этом используются разные буквы выросший — выращенный. написание рос(т) — рас(т) — ращ не соответствует …
В этой статье мы вспомним правило написания «И» и «Ы» после «Ц», а также узнаем, как не ошибиться при выборе буквы. «И» после «Ц» пишется, если она находится в корне слова Например: цифра, цирк, социум, цитата, панцирь. Исключения: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, а также производные от них (цыкнул, цыплячий) Их можно легко запомнить, объединив в …
Приставка – часть перед корнем, которая способная изменить временную форму слова или наклонение глагола. В русском языке в одном слове может быть от 1 до 3 префиксов, а по значению они часто близки к предлогам. Правописание гласных после префиксов порой может запутать. Некоторые подчиняются понятным правилам и не доставляют хлопот, над другими нужно серьезно задуматься. …
Правописание морфем пол(у) с главными и служебными частями речи русского языка вызывает затруднения при незнании правил по их употреблению. Грамматические ошибки способны испортить впечатление от написанного текста — неважно, является ли он личной перепиской или официальным документом. Систематизированный подход к этому вопросу позволяет правильно ориентироваться среди случаев определенного написания этих приставок, что исключит дальнейшие ошибки. …
Раз скамейка, два скамейка. «Черешневый лес» увезли к Черному морю
Фестиваль искусств «Черешневый лес», который традиционно начинается в Москве весной и продолжается до осени, открыт. Нынче он проходит уже в 15-й раз. Как всегда, публике покажут лучшие спектакли, концерты, выставки, рассчитанные не только на взрослых, но и на детей.
В этом году «Черешневый лес» отправился в большой автопробег «Путешествие Мира». Семь легендарных автомобилей УАЗ-452, прозванных в народе «буханками», преодолеют расстояние в семь тысяч километров. Маршрут пролег от Белого до Черного моря. На этом пути планируются остановки в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Вологде, Ярославле, Костроме, Владимире, Нижнем Новгороде, Воронеже, Сочи, Волгограде, Туле и других российских городах. Все автомобили оборудовали под творческие мастерские – народные ремесла, фольклор, фотография, изобразительное искусство, кино, театр и музыка. В каждом городе, где будет останавливаться автокараван «Черешневого леса», состоятся праздники народных промыслов с выступлениями фольклорных коллективов, русскими забавами, мастер-классами по гончарному делу, ткачеству, рукоделию, лоскутному шитью, вязанию.«Путешествие Мира» включает в себя и другой масштабный проект фестиваля – «Лавка Мира», который создан для того, чтобы поддержать связь между старшим поколением опытных мастеров, признанных профессионалов, и талантливой молодежью. Главная героиня проекта – деревянная лавка, исконный предмет русского интерьера, символизирующий пространство для общения. Знаменитости, отправившиеся в «Путешествие Мира» (актеры Мария Голубкина, Виктория Исакова, Катя Волкова, Павел Баршак и другие), местные художники и горожане всех возрастов вместе разрисуют лавочки. 120 самых красивых привезут в Москву. С 17 мая выставка «Лавка Мира» будет представлена на линиях ГУМа. Посетители огромного магазина смогут не только полюбоваться оригинальными скамейками, но и отдохнуть на них.К росписи первых трех лавочек свою руку и фантазию приложили любимцы публики. За творческой работой мы застали рок-музыканта Андрея Макаревича, актеров Сергея Шакурова, Ларису Голубкину, Егора Бероева, Алису Гребенщикову, телеведущую Арину Шарапову и даже хоккеиста Павла Буре… Творили сообща – каждый выбирал себе свободную часть лавочки и дополнял художественный замысел соавтора.- Сергей Каюмович, а что вы рисуете? – поинтересовались мы у Шакурова.- О! Мой замысел грандиозен, – улыбнулся артист. – Я рисую солнце. Видите, тут уже есть и цветы, и фруктовый сад. А что же их будет питать, чтобы они расцвели и созрели? Только солнце! Оно и жизнь, и мечты, и любовь…А вот Андрей Макаревич расписывал лавочку один. Музыкант изобразил юную девушку, лежащую под лучами весеннего солнышка, и греющегося рядом кота.Когда живописные штудии подошли к концу, семь уазиков выстроились в центре Москвы, на Ильинке, чтобы отправиться в большое путешествие (кстати, за руль «буханки» села и Вера Ивановна Дербенева – вдова известного поэта-песенника Леонида Дербенева). Завершится «Путешествие Мира» 16 мая в Москве на ВДНХ традиционной для «Черешневого леса» посадкой вишневого сада.В день старта автопробега в ГУМе состоялось еще одно заметное мероприятие – на его первой линии открыли выставку «Искусство фронту», приуроченную к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Экспозиция создана совместно с Театральным музеем им. А.А.Бахрушина и благотворительным фондом поддержки деятелей искусства «Артист».Впервые на обозрение публики представлены уникальные фотографии и документы фронтовых театров и театральных бригад. Вряд ли вы где-то еще увидите подлинный фотоснимок, на котором запечатлено, как певица Лидия Русланова дает концерт у стен павшего Рейхстага. И таких ценнейших экспонатов на выставке множество. Ознакомиться с ними можно до 17 мая.