Attache-k.ru

Мебель и Декор
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Російська мова 6 клас — В. О. Корсаков

Російська мова 6 клас — В. О. Корсаков

79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так, как пишут.

ряд — ряды — рядовой

ночь — ночной — ночевать

место — местечко — места

час — часы — по часам

Какая позиция для гласных является сильной, а какая — слабой? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить о роли ударения в слове.

Объясните, какое слово в каждом ряду и почему является проверочным для других.

Запомните! Чтобы узнать, какой буквой обозначить безударный гласный в корне, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем. В нём безударный гласный должен быть под ударением. Например: весёлая — весело, перо — перья.

Правописание безударных гласных в некоторых словах проверить ударением нелегко. Это удаётся только после изучения их истории. Например, слово долина («удлинённая впадина в холмистой местности») исторически образовано от существительного дол («низина», «земля»). Потомок этого существительного также и глагол одолеть («победить, осилить, превозмочь»), первоначально означавший «повергнуть, заставить упасть на землю (на дол)». В память о своём предке слова долина и одолеть сохранили написание через о.

80. Запишите слова парами, ставя первым в паре проверочное слово. Подчеркните проверяемую букву.

Носить, село, речка, мяч, носит, река, удивительный, тень, дивный, тенистый, мячи, сельский.

81. Прочитайте слова. Найдите те колонки, в которых не все слова являются однокоренными (вдумайтесь в значение каждого слова). Распределите слова по группам в соответствии с корнем. Назовите несколько пар «проверяемое — проверочное слово».

Составьте и запишите два предложения с данными словами. Устно составьте 2—3 связанных предложения о том, зачем вам может пригодиться в жизни умение грамотно писать.

82. Ознакомьтесь с некоторыми приёмами подбора проверочного слова. Спишите.

Много — один Большой — маленький

мячи — мяч нога — ножка

слова — слово часы — часики

хвосты — хвост столы — столики

Что делаю? — Что делает? — Приказание сделать

тяну — тянет пою — спой

могу — может стою — стой

стону — стонет боюсь — (не) бойся

Обратите внимание! Букву е в некоторых случаях можно проверить буквой ё. Например: несу — нёс, веду — вёл, мету — мёл, лежит — лёг, летит — полёт, село — сёла, весна — вёсны, ледовый — лёд, гнездо — гнёзда, сестра — сёстры.

83. Определите, верно ли ученик подобрал слова, устанавливая правильность написания безударных гласных в корне. Если он допустил ошибки, исправьте их и объясните, почему так произошло.

Делить — дело; изложить — ложь; копилка — раскопка; ловить — ловкость.

84. Прочитайте отрывок из русской народной песни. Какое отношение к природе выражено в ней?

Вдоль по реченьке лебёдушка плывет

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастёт, подрастёт,

Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,

Наберёт воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Запишите те слова, к которым относится правило о безударных гласных корня, подберите к каждому проверочное слово.

Сравните слова головушка (рус.) и голівонька (укр.). Назовите значимые части в этих словах, сравните суффиксы в русском и украинском слове.

85. Прочитайте слова, определите в них ударение. В какой части слова есть безударные гласные?

Объясните, почему слова разделены на две группы (вспомните о том, какой части слова касается правило проверки безударных гласных).

Читайте так же:
Кормовой стол это

Лебёдушка, бережка, головушку, несёт, цветы, водицу.

Реченька, крылышком, помахивает, стряхивает.

86. Прочитайте пословицы, спишите. В корнях выделенных слов подчеркните буквы, которые требуют проверки написания.

1. Гусь за море полетел; гусь, а не лебедь и назад прилетел. 2. Дома и стены помогают. 3. За морем веселье, да чужое, а у нас если и горе, то своё. 4. Чужая сторона прибавит ума.

87. Спишите словосочетания, в скобках запишите проверочные слова. Составьте сданными словосочетаниями предложения.

При..зжать издалека; встречать друзей на вокзале; осм..треть с б..лыним интересом достопримечательности; отвечать на вопросы г..стей; пож..лать успехов; приятные восп..минания.

88. Проведите с одноклассниками соревнование: кто быстрее вставит нужную букву в словах с пропусками, а затем подберёт больше всех одинаково звучащих слов и составит с ними подобные словосочетания.

Об..жать упрёками — об..жать вокруг дома; прим..рять костюм — прим..рять друзей; сл..зать с лестницы — сл..зать пенку; пос..деть от горя — пос..деть на лавочке; развеваться на ветру — разв..ваться медленно; посв..тить фонариком — посв..тить стихи; разр..дить ружьё — разр..дить всходы; отв..рить окно — отв..рить картофель; пол..скать отваром трав — пол..скать ребёнка.

89. Выполните одно из заданий.

I. Выучите наизусть, а затем запишите по памяти отрывок из песни, данный в упр. 84. Подчеркните буквы, которые обозначают безударные гласные в корне.

II. Найдите в тексте стихотворения слово с «ошибкой». С какой целью автор допустил её? Какое слово здесь имелось в виду? Каким правилом следует руководствоваться при написании этого слова?

Коррекционная работа по выработке правописания безударных

Download Коррекционная работа по выработке правописания безударных.

Description

Коррекционная работа по выработке правописания безударных гласных проверяемых ударением Письмо с опорой на правило требует от детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) осуществления ряда мыслительных операций. Так для выработки написания безударных гласных, проверяемых ударением необходимы следующие умения (до изучения тем «корень слова», «однокоренные», «родственные слова»):  умение выделять слова, которые подлежит проверке;  умение определять ударной и безударной гласной в слове;  умение подбирать проверочное слово;  умение определять безударную гласную, которой следует обозначать безударный гласный звук;  умение записать правильно слово. Учитель-дефектолог, приступая к изучению любого правила во вспомогательной школе для себя должен подготовить четкую речевую инструкцию, в которой будет прослеживаться пошаговая доступная пониманию обучающихся, последовательность действий. На данном этапе необходимо четко использовать пошаговый «Алгоритм проверки безударного гласного» на уровне возможностей обучающегося: 1-й шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных словах? Если есть – какие они?

а, о, е, и – нужно проверить у, ы, ю – проверять не надо 2 — й шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, что бы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слова вместе (мосты — мост), выдели ударный слог. 3 – й шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное. Образец обучения рассуждению на данном этапе формирования навыка правописания безударной гласной проверяемой ударением. Слово «мосты», 2 слога, 1-й слог – мост, 2 слог – ты, 2-й слог ударный – «-тыыы», 1 – й слог безударный, нужно проверить: писать а или о. Изменим слово, подберем проверочное: «мооо-ст».Первом слоге буква о После изучения тем «однокоренные», «родственные слова» необходимы следующие умения:  умение находить родственные слова;  умение выбирать из цепочки родственных слов проверочное (ударную форму для проверки безударной гласной);  умение произносить проверочное слово, выделив искомый звук;  умение правильно обозначить его буквой в проверяемом слове, не потеряв найденное решение задачи. «Следовательно, навык правописания безударных гласных, проверяемых ударением, может быть приобретен детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) только на основе умений, сформированных в результате сознательной деятельности обучающихся. В дальнейшем путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык. В силу нарушенного интеллекта дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. …. Отсутствие конкретных указаний в правиле, длинная схема действий, выполняемых школьниками, согласно рекомендациям, ограниченность гнезда

Читайте так же:
Как сделать стол зельеварения в террарии

родственных слов в лексике детей не позволяет до конца обучения сформировать у школьников навык самостоятельности применения данного правила» (А.К.Аксенова) Навык правописания безударных гласных проверяемых ударение формируется у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) на протяжении всех лет обучения во вспомогательной школе. Для более успешного решения данной проблемы во вспомогательной школе предусмотрена система коррекционной работы, направленная на ослабление или устранение возникших у детей трудностей, предусматривающая следующие этапы: 1. Подготовка к усвоению правила. 2. Усвоение правила. 3. Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом. 4. Формирование умения находить в тексте слова на данное правило. 5. Формирование умения контролировать свое письмо правилом. I. Подготовительные упражнения (повторение тем «Ударение», «Ударные и безударные гласные»). 1. Прочитать (кот, рак, соль, крот). Сказать, какой гласный звук слышится в данных словах, какая буква пишется. Списать. 2. Прочитать (коза, вода, волна, звезда земля, лиса). Выделить голосом ударные гласные. Отметить, как произносятся гласные звуки в каждом слове и как они пишутся. Списать, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные. 3. Прочитать (вечер, вечерок; город, городок; улов, ловил; земля, землянка). Выделить голосом ударные гласные. Списать. Поставить знак ударения. Подчеркнуть безударные гласные. Сказать, в какой из пар слов один и тот же гласный является ударным, а в какой безударным. 4. Списать (Поля пусты. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает). В подчеркнутых словах поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. В результате упражнений на сравнение гласных в разных позициях, под ударение и без ударения, учащихся можно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написанием. II. Упражнения, направленные на подведение обучающихся к выводу о применении правила проверки безударной гласной: 1. Упражнения, направленные на формирование умения анализировать слово с позиции произношения и написания а) Списать (вода, река, ряды). Поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные. Сказать, как произносятся и как пишутся данные слова. б) Прочитать (дрова – трава, лиса — леса). Сказать, как произносятся и как слышатся безударные гласные в этих словах. Сравнить с их написанием. Списать. Подчеркнуть безударную гласную. 2. Упражнения, направленные на формирование умения определять с помощью алгоритма, что правописание не всех гласных в безударном положении вызывает затруднение. а) Прочитать (вода, рука, река, пылит, ряды, дрова, лиса, ключи). Выделить голосом ударные гласные, назвать безударные. Выписать только те слова, в которых можно допустить ошибку на правописание безударной гласной. б) Записать гласные, безударное положение которых в словах вызывает трудность при письме, и гласные, при которых не возникает трудностей в написании (а, о, е, я, и, у, ю, ы). Подобрать примеры с этими гласными в ударном и безударном положении. 3. Упражнения на сравнение слов с гласными в ударном и безударном положении а) Прочитать (следы — след, носы — нос, страна — страны, пила — пилы, ряды — ряд). Установить разницу в произношении гласных корня в этих словах и сходство в их написании. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

Читайте так же:
Как перезагрузить компьютер по рдп

б) Прочитать (реки — река, ноги — нога, письма — письмо).Сказать, какие слова вызывают сомнения в написании и почему. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть. в) Написать слова в один столбик (столы, шары, моря, снега). Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть. По образцу написать слова во второй столбик. /Образец: столы — стол/. III. Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом 1. Упражнения по выработке навыка подбора проверочного слова. а) Изменить слова по образцу Мост — мосты Грозы — гроза Сад — … Росы — … Дом — … . Козы — … Грач — … Травы — … Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные. б) Изменить слова по образцу. Шары – шар. Слеза — слёзы. Леса — …. . Стекло — …. . Годы — …. . письмо — ….. . в) Списать, подбирая к выделенным словам проверочные слова. Сильная гроза (…) Белые паруса (…). Слова для справок: парус, грозы. г) К данным словам с безударными гласными подобрать проверочные слова. (Травы, часы, земля, снега). Слова для справок: зимы, зимний; снег, снежный; час, часики; травы, травка. д) Списать подбирая к данным словам слова с безударными гласными. Использовать слова для справок. Реки, лес, воды, цвет, травы. Слова для справок: лесник, лесок; вода, водный, водичка; цветок, цветы; речка, река, речной; травка, трава, травушка., травинка. Данный тип упражнений помогает сформулировать правила правописания. В предложенных вариантах упражнений используются различные способы проверки слов с безударными гласными. IV. Формирование умения находить в тексте слова на данное правило. а) Откуда стол пришел? Недаром пахнет он сосной. Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол – сосновый стол – К нам из лесу пришёл. Пришёл он из глуши лесной – Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола. Он был в чешуйчатой коре, А меж его корней Барсук храпел в своей норе До первых вешних дней. (С.Маршак) Задание. Выпиши слова, в которых ты можешь проверить безударную гласную в первом слоге. Подбери и напиши рядом проверочное слово. б) Выпиши слова с безударной гласной, которые нуждаются в проверке, подбери к ним проверочное слово. Какая бывает роса на траве Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым и красным, и

синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. в) Найди слова с безударной гласной, обозначь их точкой. На Севере рано наступает зима. Замерзли моря. Не пройти пароходам через ледяные поля. На помощь пришел ледокол. Он проложит путь судам. V. Формирование умения контролировать свое письмо правилом. а) Прочитай загадку. Напиши отгадку вместе с проверочным словом. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. (К…са) б) Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. З..мля промёрзла. Но з..ма ещё не наступила. Не видно сл..дов зв..рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна л…се. А л…сА тут как тут! Предложенная система в коррекционной работе по выработке правописания безударных гласных проверяемых ударением позволит обучающимся усвоить данное правило. Используемая литература. 1. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М. «Владос» 2000 2. Воронкова В.В. «обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы», М. «Просвещение» 1988

Читайте так же:
Как укрепить ножки стола чтобы не качались

Проверочные слова, безударные гласные в корне

Для поиска нужного слова нажмите Ctrl+F. Посмотрите также отличный сервис, который позволит проверить слово на ошибку.

Важное видео по данной теме

Если вам лень читать, посмотрите видео, где всё просто и легко объясняется, а затем переходите к таблицам страницы.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

Н..гие поля — нАг (то есть не одет).

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Разв..ваться — вИлся, вЕял.

Зап..вать — пЕть, пИть.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Г..лова — гОловы, двуглАвый.

Г..родской — гОрод, грАд.

Зас..делся — сЕсть, сИдя.

Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

сидеть, посидеть, засидеться (сИдя),

но: седло, заседание, председатель (сЕл).

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, — ивать:
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

Пример неверного толкования:

рОсток — безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

Пример верного толкования:

рОсток — перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы — значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Оба варианта толкования кажутся сомнительными.

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

Читайте так же:
Как осветить туалетный столик

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

Обратитесь к списку 5.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

тоННа — трехтонка, пятитонка и т.п.,

кристаЛЛ, кристаЛЛический — кристальный.

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт.

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект, правописание которого необходимо запомнить.

№10 Особенности проверяемых и проверочных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

— Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочные слова.

3. Работа по теме урока

Работа по учебнику (с. 66, упр. 6) Устно!

— Прочитайте данные слова.

— Прочитайте слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в первом слове, надо проверять. Подберите проверочные слова.

Mocт — мосты, гриб — грибы, змеи — змея, поле — поля, волны — волна, травы — трава.

4. Работа по учебнику (с. 66, упр. 7)

(Первичная проверка понимания)

— Объясните, для чего необходимо подбирать проверочные слова?

Запишите слова на черновик или выполните устно, подбирая к каждому проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в словах стал ударным. (Глаз — глаза, столб — столбы, лист — листы, слон — слоны, врач — врачи.)

5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 67 упр. 8) Устно!

— Определите проверяемое и проверочное слова.

Устно составьте предложения с любым словом.

Выполнение задания по выбору.

В тетрадь. Упражнение 9 с.67

Подведение итогов урока

— Какое слово называют проверяемым?

— Какое слово называют проверочным?

Рефлексия

Я знаю, что ударный звук — это .

Я знаю, что безударный звук — это .

Я понял, что необходимо проверять в слове .

Просмотр содержимого документа
«№10 Особенности проверяемых и проверочных слов.»

Учимся проверять написание безударных гласных В ? ЛНА В О ЛНЫ В О ЛНА

Учимся проверять написание безударных гласных

В ? ЛНА В О ЛНЫ

В О ЛНА

Спишите, вставляя пропущенные буквы. М ? ря, м ? ре, в ? да, в ? ды, н ? ра, н ? ры, г ? ра, г ? ры.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М ? ря, м ? ре, в ? да, в ? ды, н ? ра, н ? ры, г ? ра, г ? ры.

Запомни! Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (с о ва, з е мля)

Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (с о ва, з е мля)

Запомни! Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (с о вы, з е мли)

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (с о вы, з е мли)

Подбери к каждому слову проверочное Зерно – Плита – Письмо – Река- Роса- Гнездо

Подбери к каждому слову проверочное

Подбери к каждому проверочному слову проверяемое Щёки – Осы – Скалы – Стрелы Слёзы- Столы

Подбери к каждому проверочному слову проверяемое

Безударный хитрый гласный Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный стал под ударенье Чтоб развеять все сомненья!

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

Успехов! Следующая тема курса «Правописание гласных в ударных и безударных слогах» До встречи!

Следующая тема курса «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector