Attache-k.ru

Мебель и Декор
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Однокоренные слова к слову «стол»

Однокоренные слова к слову «стол»

Однокоренные сло­ва к сло­ву «стол» — это род­ствен­ные лек­се­мы «сто­лик», «сто­ло­вая», «засто­лье», «настоль­ный», «сто­ло­вать­ся» с общим смыс­ло­вым кор­нем стол-, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи в рус­ском языке.

Чтобы подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва к сло­ву «стол», опре­де­лим его глав­ную мор­фе­му, кото­рая объ­еди­ня­ет их в одну семью.

Слово «стол» име­ет мно­же­ство одно­ко­рен­ных слов сре­ди раз­ных частей речи, свя­зан­ных по смыс­лу с пред­ме­том мебе­ли в виде гори­зон­таль­ной дос­ки на высо­ких ножках-опорах. Это сло­во отве­ча­ет на вопрос что?

Значит, эта лек­се­ма явля­ет­ся неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода, в чем убе­дим­ся, подо­брав к нему при­ла­га­тель­ные или местоимения:

  • мой, твой, наш, ваш стол;
  • дере­вян­ный, пись­мен­ный, кухон­ный, дет­ский, празд­нич­ный, высо­кий, низ­кий, сос­но­вый.

Стол

Корень слова «стол»

Чтобы выяс­нить круг род­ствен­ных слов, вычле­ним в соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го корень.

Но преж­де вспом­ним, какая мор­фе­ма явля­ет­ся корнем.

Чтобы понять, какой корень в этом сло­ве, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор. Разбор по соста­ву нач­нем с опре­де­ле­ния окон­ча­ния. Окончание име­ют толь­ко изме­ня­е­мые части речи.

Изменим рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го числа:

  • сто­леш­ни­ца (чего?) стол а
  • подой­ду (к чему?) к стол у
  • стою (перед чем?) перед стол ом
  • ищу (на чём?) на стол е .

Понаблюдав за скло­не­ни­ем суще­стви­тель­но­го, выявим в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние. Оно про­яв­ля­ет­ся в виде букв в осталь­ных падеж­ных фор­мах. Далее это сло­во не делит­ся на мини­маль­ные зна­чи­мые части. Морфема стол- — это корень.

Сделаем запись мор­фем­но­го соста­ва ана­ли­зи­ру­е­мо­го существительного:

Родственные слова к слову «стол»

Пройдемся по раз­ным частям речи в поис­ках одно­ко­рен­ных слов.

Однокоренные существительные

Начнем с суще­стви­тель­ных. С помо­щью суф­фик­сов и при­ста­вок обра­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие одно­ко­рен­ные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие предмет:

  • сто­лик
  • сто­ло­вая
  • засто­лье
  • сто­лов­ник
  • столь­ни­чий (при­двор­ная долж­ность у кня­зя или царя)
  • сто­леш­ник
  • сто­леш­ни­ца
  • столь­ник
  • сто­ло­ва­нье
  • застоль­ная
  • сто­ло­на­чаль­ник.

Однокоренные прилагательные

Обратимся к име­нам при­ла­га­тель­ным и обна­ру­жим сле­ду­ю­щие одно­ко­рен­ные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие при­знак предмета:

  • сто­ло­вый прибор;
  • застоль­ный тост;
  • настоль­ный теннис.

Однокоренной глагол

С ука­зан­ным кор­нем най­ден род­ствен­ный гла­гол «сто­ло­вать­ся», кото­рый зна­чит «питать­ся у кого-либо или в чем либо»:

  • в выход­ной день сто­ло­вать­ся у родителей;
  • сто­ло­вать­ся в кафе.

Отметим, что заим­ство­ван­ное из немец­ко­го язы­ка сло­во «сто­ляр» часто оши­боч­но отно­сят к одно­ко­рен­ным, не учи­ты­вая того, что в этом сло­ве дру­гой смыс­ло­вой корень:

Выполнить разбор слова по составу

Разбор слов по составу (или морфемный анализ) — это один из типов лингвистического анализа, при котором определяется состав слова и его структура.

Морфемный анализ играет большую роль в русском языке.

Разбор слова по составу является основополагающим при правописании слов. Объясняется это тем, что большая часть правил русского языка зависит от того, где стоит проверяемая буква.

Например, правописание букв «о» и «ё».

Чтобы определить какая буква пропущена, нужно понять в какой части слова она находится. Правило гласит: «в корне слова пишется буква «ё». А в суффиксе, окончании прилагательного, существительного и наречия в безударном случае — пишется буква «е», под ударением «о». Получается, что правильно писать чёрный.

И таких правил великое множество.

По этой же причине, морфемный разбор включает в себя и определение части речи анализируемого слова.

Чтобы сделать разбор слова по составу, используйте форму выше. Просто вставьте искомое слово, в выпавшем списке найдите его и кликнете (или нажмите «ввод»).

Нажмите кнопку «разобрать».

Программа предоставляет графическую схему с обозначением всех морфем.

Существуют разные способы разбора слов по составу. В школе и институте это будут разные методики. У каждого автора морфемного словаря есть свои особенности разбора.

Нынешние учёные не могут прийти к одному мнению, поэтому немного разные варианты считаются одинаково верными.

Наш сервис ориентирован на школьную программу.

Порядок морфемного анализа слов:

1. Выясняется к какой части речи относится слово.

Для этого достаточно подобрать к анализируемому слову вопрос.

Выполним на примере слова «заросли».

Отвечает на вопрос «что?». Значит, это существительное.

В нашем сервисе часть речи указывается под словом в сокращённом виде.

Читайте так же:
Как исправить прожженный стол

Расшифровку аббревиатур можно посмотреть в «словаре сокращений» (по ссылке в описании программы).

Вот основные из них:

СУЩ — имя существительное,

ПРИЛ — имя прилагательное,

2.Находится окончание.

Чтобы его найти, нужно изменить слово «заросли» несколько раз.

«У зарослей», «перед зарослями». Видим, что меняющаяся часть — «и». Следовательно, окончание — «и».

Данная морфема необходима для связки слов в предложении.

Следует помнить, что у слов бывает и нулевое окончание. Например, «компьютер», «стол» и др. А есть слова, не имеющие окончаний вовсе, т. к. они не изменяются: наречия, деепричастия и проч.

3. Обозначается основа.

Основа — это то, что осталось без окончания.

В нашем случае — «росли».

У наречий и деепричастий основой будет всё слово целиком.

4. Определяется корень слова.

К искомому слову подбираются однокоренные слова, т. к. у них общий корень. Для нашего слова это будут: зарослью, поросль, разросшийся, зарослям. Проанализировав, увидим, что неизменяемая часть у всех этих слов — «рос». Вот и корень. Он является самой главной частью любого слова.

Корней в слове бывает и несколько. Но без корней слов не существует.

5. Находится приставка.

Для того, чтобы найти приставку у слова, необходимо посмотреть на однокоренные слова и обратить внимание на ту часть перед корнем, которая изменяется. Она и будет являться приставкой. В нашем случае это — «за». С помощью приставок рождаются новые слова.

6. Определяется суффикс.

Суффикс, также, как и приставка, служит для образования новых слов.

Он стоит после корня (исключения — ся и -сь). В данном примере, у слова «заросли» суффиксом будет «л».

Суффиксов в слове может и не быть, а может быть и целых 2.

Помните, что в русском языке множество исключений из правил.

Пользуйтесь нашим сервисом, чтобы произвести разбор слов, но проверяйте сами себя каждый раз для более точного анализа.

Словообразование: основные понятия, словообразовательный анализ

1. Словообразование — раздел языкознания, изучающий создание новых слов, а также систему уже имеющихся в языке производных и сложных слов.

2. Основные понятия словообразования: производное слово, производящая основа, формант, деривационный аффикс, словообразовательная модель, с/о значение, с/о тип.

Производное слово — вторичное образование, которое состоит из непосредственно составляющих, или НС: производящей основы и форман¬та. Эти НС и принимаются как правило за элементарные единицы с/о системы.

Производящая основа — та часть производного слова, которая остаются за вычетом форманта и соотносится с непосредственно производящим словом /деривационной базой/.

Формант — совокупность словообразовательных средств, отличающих про¬изводное от производящего.

Словообразование – это процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

Словообразовательный формант – это наименьшее в семантическом и формальном отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данная производное слово отличается от производящего.

Словообразовательное значение – это значение, выражаемое тем или иным словообразовательным средством (формантом) при наличии связей между образовавшимся словом и образующим (между производящим и производным словом). Таким образом,словообразовательное значение выражается группой слов одинаковой структуры и строения. Например, уменьшительное значение имени существительному придаёт суффикс -ик-: стол → столик, лист → листик и т.п.

Словообразовательное значение отличается от лексического: лексическое значение индивидуально для каждого слова, а словообразовательное может быть общим для группы слов, подобно грамматическому значению. Средствами выражения словообразовательного значения являются форманты, с помощью которых образуется новое слово. Словообразовательные средства, форманты выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова не имеют словообразовательных значений.

Словообразовательный тип – это крупная комплексная единица словообразовательной системы. Совокупность производных слов, объединённых следующими признаками:

  1. часть речи, к которой они принадлежат;
  2. часть речи, от которой они образовались;
  3. одинаковое средство словообразования (формант);
  4. одинаковое словообразовательное значение.

При аффиксации формантом служит деривационный аффикс — служебная морфема /суффикс или префикс/.

Все производные слова образуются по моделям. С/о модель — схема организации уже готовых производных слов, которая может служить образцом, формулой для создания новых слов. С/о модель указывает на характер компонентов производного /его НС/, так и порядок их располо¬жения, о/о модель состоит из структурной модели и структурно-семантичекий моделей. Структ. модель отражает структурную схему построения ПРОИЗВОДНЫХ, объединенных тождеством формантами лексико грамматической. принадлежностью производящей основы, например: а + -ец —N где а»- адъективная производящая основа. Структ.-сем. модель учиты-вает лексическое наполнение структ. модели, т.е. аффикс в определен¬ном значении вступает во взаимодействие с- производящими основами определенных ЛСГ. Т.о., с/о модель — структурно-семантический аналог реально существующих производных слов.

Читайте так же:
Как разложить стол трансформер из много мебели

Словообразовательное значение — значение с/о модели /структ.сем. мо¬дели/. С/о значение — особый тип значения, свойственный производному слову, наряду с лексическим значением, например, с/о значение слова любитель, выключатель — «тот, кто, то, что выполняет действие, обо¬значенное производящей основой».

С/о модели различается своей продуктивностью. Продуктивные мо-тели в языке данной эпохи служат образцом для построения новых слов, например, а + -ость — N: яркость, стойкость, и т.д.; по непродуктивным моделя новые слова не образуются, например, v + -ба-N- косьба, n+- -арь; псарь, аптекарь.

Целью с/о анализа явл. установить с/о структуру производного слова, т.е. выделить его НС, указать, по какой модели и от какого производящего слова оно образовано /т.е. установить его отношения с»/о производности с непосредственно производящим словом. Непосредственно производящее слово — такое, которое минимально отличается от данного производного в структурно- семантическом отношении, т.е. минимально отличается от него по форме и мотивирует его по смыслу. При этом формально-сем. различие между ними должно моделироваться, т.е. повторяться еще хотя бы в паре слов того же языка.

С/о ряд — совокупность производных слов, характеризующихся тождеством с/о форманта, например, с/о ряд на -арь: писарь, гла-варь, дикарь, токарь, лекарь, и т.п. /р.c определение с/о типа/ о/о гнездо — совокупность однокорневых слов, связанных упо-рядоченными отношениями с/о производности, например:

— асфальтировать — заасфальтировать и т.д. Организация производных слов в с/о гнезда и ряды -свидетельство сис¬темности словарного состава языка.

аффиксация — прибавление деривационного аффикса к производящей основе. Аффиксация включает префиксацию /читать — перечитать/ и суффиксацию /корова — коровник/.

конверсия — безаффиксальный способ с/о, который заключается в смене частеречной принадлежности и парадигмы производным /золото — золотой/ словосложение — образование производного из двух или более произ¬водящих основ, например: зернохранилище/,

аббревиация /сокращение/ — образование производного при помощи усечения какой-то части/частей производящего / НАT0, ООН, велик/ и нек.др.

Существуют смешанные способы с/о, например префиксально-суффиксальный: собеседник: со- + -бесед- + -ник, сложно-суффиксальный способ: шестиклассник, малолетний/.

Следует обратить внимание на то, что морфемная структура и с/о структура — две разные характеристики слова, поэтому результаты морфемного и словообразовательного анализа могут не совпадать: беззащитность: морфемный анализ /анализ по конечным составляющим/ без-за-щит-н-ость

с/о анализ: беззащитн- + -ость, производящее беззащитный., модель а + — ость —N с/о значение «качество, состояние, такое как обозначено производящей основой».

Словообразовательный анализ

  1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная*). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
  2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.
    Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен<спорт, во-первых<первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело <весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать(суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).
  3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний —весна, невесело — весело, собкор — собственный корреспондент, диван-кровать — диван, кровать.
  4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.
  5. Определяется способ образования слова.
Читайте так же:
Сервировка стола поминки

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:
канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
лесник < лесной (суффиксальный);
переход < переходить (бессуффиксный);
выходной < выходной (день) — (переход из одной части речи в другую).

Столик словообразовательный разбор

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

ВПР7: текст Катаева В.

(В)течени.. всего пребывания в Греции Василий Петрович ра..считывал пок..зать сыновьям музеи. Но н.. мраморные изваяния богов н.. глиня(н,нн)ые чере..ки н.. плоские чаши ра..писа(н,нн)ые по чёрному фону разными ф..гурами (н..)чего (н..)могли прибавить к в..сторгу вызва(н,нн)ому видом Акрополя. Очутившись (3) в у..ких улицах, (по)восточному живописных но то(же) (н..)чего (н..)прибавлявш..х нового к тому что так пор..жало в Константинопол. семья р..скнула зайти в кафе. ..десь было не так уж(?) жарко, пахло кипящ..м кофе жаре(н,нн)ой (2) бараниной и ещ.. чем(то) пря(н,нн)ым. Мысле(н,нн)о пр..кинув, во сколько(же) это может обойтись, отец зак..зал две порции (на)троих чего(нибудь) (по)гречески. Гречанка выт..рла кухо(н,нн)ым полотенц..м столик и поставила баранину с греческим соусом. (4) Пока они нац..пив на вилки кусочки хлеба (на)чист.. выт..рали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове смуглой, как(бы) закопч..(н,нн)ой рукой. (Н..)раз в кофейню заходили торговц.. . Один весь увеш..(н,нн)ый дли(н,нн)ыми нитками с наниза(н,нн)ыми на них губками д..ржал банку в которой плавали (не)большие рыбки. А другой в поднятых (в)верх руках д..ржал (разно)цветные газовые шары превратившие (на)миг греческую кофейню в таинстве(н,нн)ую лавку.

(По В. Катаеву)

Морфемный и словообразовательный разборы слова

жар ен ой (2)

жар ен ой ← жари ть (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

Очутившись (3)

Очутившись – деепричастие.
1. Рискнула (что сделав?) очутившись — обозначает добавочное действие.
2. Неизм., сов.в., возвр.
3. Рискнула (когда?) очутившись .

Синтаксический разбор предложения

Гречанка вытерла кухонным полотенцем столик и поставила баранину с греческим соусом. (4)

сущ.глаг.прил.сущ.сущ.союзглаг.сущ.предл.прил.сущ.
Гречанкавытерлакухоннымполотенцемстоликипоставилабаранинусгреческимсоусом .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: гречанка (подлежащее, выражено существительным) вытерла и поставила (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (вытерла) полотенцем – дополнение, выражено именем существительным; (полотенцем) кухонным – определение, выражено именем прилагательным; (вытерла) столик – дополнение, выражено именем существительным; (поставила) баранину – дополнение, выражено именем существительным; (баранину) с соусом – дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (с соусом) греческим – определение, выражено именем прилагательным.

2.10. Словообразование. Основные понятия

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Например, основа глагола читать ( чита- ) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита —ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Читайте так же:
Увеличение высоты стола

Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива —ть) в русском языке очень немного.

Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи -ть – пьj -ю (чередования в корне пи-/пj-), мы -ть – моj -ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а -ть – пиш -у, беж-а -ть – бег -у.

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.

Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн —ой (производная основа ночн-); чита —ть (производящая основа чита-) → читатель □ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы.

Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий ; нос □ , рог □ → нос-о-рог □ .

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а —ть → за-жиг-а-лк —а), так и в усечённом виде (например: рез-а —ть → рез-к —а – усекается глагольный суффикс —а-).

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз —а → берез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн —а → сос-няк □ – конечный согласный производящей основы н (сос н -) и начальный согласный суффикса (- н як) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль ; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить .

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Читайте так же:
Чем затереть царапины на столешнице из пластика

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн —ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н —ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);

производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).

Однако из этого правила есть исключения.

Например, наречия с префиксом по- , которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе —ть → пе-ни [j]-е (действие по глаголу), береж-лив —ый → береж-лив-ость □ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.

5) Наречия с суффиксом -о , как правило, образованы от прилагательных:

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова —ть – агит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]-я – истор-ик □ . Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

Вход – входить

Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и —ть → в-ход □ . При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector